Прежде чем приступить к шитью золотом, запаситесь минимальным набором. А золотые и шелковые нитки можно будет приобретать постепенно, в зависимости от потребностей. Так какие же золотые нитки выбрать?
На заре развития церковной вышивки позолоченные серебряные нитки использовались довольно часто: их можно было легко достать, но стоили они дорого. Сегодня в продаже имеется огромный выбор золотых ниток. Во-первых, это японские золотые нитки – самые драгоценные и восхитительные. Их делают в Японии из тончайших пластин чистого золота, накрученных на шелковые нити. Эти нитки бывают различной толщины – от очень тонких до толстых, и они продаются в мотках (как показано на рис.). Японские золотые нитки обладают превосходным качеством и выпускаются различных оттенков – от розоватого до ярко-золотого.
Также в продаже есть нитки, которые имитируют золото, и поэтому получили широкое применение. Эти нитки называют имитацией японского золота. Как и японские золотые нитки, они выпускаются различной толщины и цветов. Они прекрасно подходят для вышивки, стоят намного дешевле, и никогда не тускнеют. Нитки н шнуры «под золото» продаются в катушках в большом ассортименте. Некоторые из образцов показаны на рисунке ниже. По мере того как вы будете осваивать шитье золотом, пробуйте и экспериментируйте с различными видами золотых ниток. Вы увидите и оцените сами, насколько велика их возможность в создании различных эффектов в вышивке. Работа с этими великолепными нитками принесет вам истинное наслаждение!
При создании образца вышивки я всегда советую своим ученикам использовать две металлические нитки, известные в международной маркировке как Т69 и Т70 (одна -толстая, а другая – тоньше). С этими нитками легче обращаться, если вы – начинающий: они не слишком сильно скользят и хорошо гнутся. Они долго сохраняют свой блеск п тускнеют спустя некоторое время. Когда вы освоите работу с этими нитками, можно будет переходить к имитации японского золота.
Согласно общему правилу, золотые нитки положено использовать попарно, поэтому важно уметь подбирать нужную толщину. Если заполняемая деталь узора очень крупная и широкая, используются самые толстые золотые нитки (маркировка К1). Если нужно заполнить или обшить небольшую или изящную фигуру, потребуются более тонкие нитки (маркировка К4 или К5).
При использовании японского золота или его имитации желательно как можно меньше прикасаться к ниткам руками (руки нагреваются, как бы аккуратно вы ни работали!). При работе с японским золотом некоторые предпочитают скатать кусочек войлока, на который затем наматывают нитки. Лично я предпочитаю вытянуть из мотка две нити, с которыми я буду работать, предварительно убедившись, что их длины мне достаточно. Сам моток откладываю в сторону. При работе с имитацией японского золота я использую две катушки, которые надежно закрепляю на раме и отматываю от каждой понемногу по мере необходимости.
Следует сказать несколько слов о серебряных нитках. Настоящие серебряные нитки быстро тускнеют, но в продаже есть большой выбор алюминиевых ниток. Они могут выглядеть слишком холодными, если использовать их отдельно, но в сочетании с другими нитками они смотрятся замечательно и помогают создавать различные тональные эффекты. При хранении золотых и серебряных ниток рекомендуется обернуть коробку бумагой и следить, чтобы нити не окислялись, т. е. не темнели.
Другими имитациями золотых ниток, которые стоит здесь упомянуть, являются жемчужная канитель (pearl purl), граненая канитель (check purl), блестящая граненая канитель (bright check purl), матовая канитель (rough purl), гладкая канитель (smooth purl), золотая крученая нить (gold coloured twist), нить рококо (rococo thread) и золотая тесьма (gold plate). Они бывают золотыми, серебряными, медными, а некоторые виды жемчужной канители изготавливают с добавлением небольшого количества настоящего золота.