Байдана — кольчуга из крупных шайбовидных колец, носившаяся, как правило, не самостоятельно, а в качестве верхнего или же парадного доспеха. Кольца байданы изготовлялись путём штамповки из заготовки в виде «проволочного» кольца с перехлёстом, которая ложилась в штамп (нередко имеющий выгравированные надписи, на русском или на арабском) по которому били тяжёлым молотом, в результате чего получалась незамкнутая шайба с перехлёстом концов и надписями, в концах которой иногда делали отверстия, чтобы при плетении закрепить эти концы заклёпкой. Байдана могла сплетаться только из клёпаных (или просто соединённых внакладку) колец. В других случаях половина колец была сечёной из железного листа, каждое из этих колец соединялось с 4 клёпаными или сведёными кольцами.
В «Энциклопедии Оружия» Бехайма, он итальянскую разновидность байданы, именуемую итал. maglia ghiazzerina (яцериновое плетение или просто «яцерин»), сравнивает с чешуёй, кроме-того он же неверно называет такую кольчугу разновидностью… карацены.
На Руси «боданы бесерменьскыя» впервые упоминаются в Кирилло-Белозерском списке Задонщины (1470 годы). С XVI века отмечено их конкретное применение, однако встречались они редко. Байдана Бориса Годунова упоминается в описи 1589 года: «Байдана мисюрская с сеченым кольцом, с мишенью без ожерелья, ворот и рукава и по подолу пущена в три ряда медью золоченою». Диаметр её колец — 24 мм, ширина — 4,5 мм, толщина — 2,5 мм. Концы каждого кольца просто соединены внакладку. На кольцах надпись: «С нами Бог ни ктоже на ны». По причине слабого соединения колец некоторые фрагменты плетения утрачены. Размеры сохранившейся байданы: длина — 71 см, ширина с рукавами — 106 см, ширина в подоле — 62 см; вес — 6,15 кг. Байдана И. Г. Выродкова сплетена из штампованных колец и из колец, концы которых соединены на гвоздь. Диаметр штампованных колец 17 мм, ширина — 3 мм, толщина — около 1 мм; диаметр соединяющих колец — 20 мм. Длина доспеха около 1,25 аршина, ширина — немногим более 1 аршина; вес — около 12,7 кг. И те, и другие кольца снабжены надписями. На штампованных кольцах по 2 надписи — с одной стороны: «Бог с нами никтоже на ны», а с другой: «Мати Божия буди с нами». На кольцах, соединённых на гвоздь, надпись: «Ивана Грьевича Выродкова» (или «Выроткова»). Кроме байдан в описях упоминаются полубайданы — согласно одному мнению, так называли укороченные байданы длиной немного ниже пояса, согласно другому — дело не в длине доспеха, а в кольцах таких же пропорций, но меньшего размера.
Вот что пишет об этом доспехе Н.В. Гордеев :
(Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех
// Сборник научных трудов по материалам Государственной оружейной палаты. М., 1954)
http://velizariy.kiev.ua/avallon/cuirass/gordeev.htm
- Цитата :
Наиболее интересным образцом этого доспеха является байдана, принадлежавшая Борису Годунову (рис. 21). В описи Государственной Оружейной палаты байдана записана под № 4560. Она состоит из крупных плоских массивных колец диаметром 24 мм, ширина плоскости кольца - 4,5 мм, толщина кольца - 2,5 мм. Концы колец байданы плоско раскованы и наложены один на другой внакладку, без какого-либо соединения шипом или гвоздем. На каждом кольце с лицевой стороны выбита надпись на русском языке, идущая по кругу кольца. На некоторых кольцах надпись: "С нами бог ни ктоже на ны" (см. рис. 1, фиг. 5).
Эта байдана упоминается в описи имущества Бориса Годунова, которая была составлена в 1589 году: "Байдана мисюрская с сеченым кольцом, с мишенью без ожерелья, ворот и рукава и по подолу пущена в три ряда медью золоченою". В описи, составленной в 1647 году, она упоминается как "байдана железная, на кольцах слова чеканные".
Вследствие слабого крепления колец байдана имеет большие утраты; например, упоминаемая медная опушка совершенно утрачена. В описи 1687 года эта байдана была оценена в 100 рублей. Длина байданы - 71 см, ширина в плечах (с рукавами) - 106 см, ширина в подоле - 62 см, вес - 6150г.
В “Древностях Российского государства” об этой байдане сказано :
http://john-petrov.livejournal.com/1185812.html
- Цитата :
Под названием байданы в Оружейной палате хранится изображенная на рисунке кольчуга с плоскими кольцами, на которых выбиты слова: «С нами Бог, никто же на ны».
В описной книге 1687 г. упоминается об одной только байдане:
«Байдана железная, на концах (но не на кольцах) слова чеканены; три мишени медные посеребрены. А по нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та байдана против прежних переписных книг сошлась; а по осмотру, две мишени медные полужены, а не посеребрены. Цена сто рублев».
В описи 1701 г. (лист 253) значится:
«Байдана железная, на концах слова чеканены; мишени медные посеребрены».
В описи 1746 г. вместо на концах исправлено: на кольцах.
По описям 1687-го и 1701 г., существовала в Оружейной палате и полубайдана: «Полубайдана, на ней три мишени посеребрены».
В описи 1746 г. полубайданы уже нет. О байдане и полубайдане упоминается также в переписной книге пожиткам Бориса Федоровича Годунова, 1589 г.:
«Байдана мисюрская с сеченым кольцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» (лист 168).
К сожалению существуют расхождения во мнениях являеться ли байдана представленная в Оружейной палате байданой Годунова.Кольца вблизи
Байдана из Оружейной палаты
Попытка реконструкции
Изображение байданы из альбома Висковатова
Байданы до 1470годаМ.М.Денисова, М.Э.Портнов, Е.Н.Денисов "Оборонительное вооружение"
Впервые байдана упоминается в описании Куликовской битвы, где говорится: «байданы бесерманские», то есть басурманские — восточные. До нашего времени сохранились редчайшие образцы русских байдан XVI века, как, например, байдана дьяка Ивана Григорьевича Выродкова, строителя Свияжской крепости на подступах к Казани и осадной башни при штурме казанских стен в 1552 году. Байдана хранится в Государственном Историческом музее. Вторая байдана, конца XVI века, Бориса Федоровича Годунова, находится в Оружейной палате. На большинстве колец обеих байдан выбиты надписи с молитвами и именами владельцев. Труднее установить различие между кольчугой и панцырсм. Это различие в оружиеведческой литературе с предельной точностью еще не установлено. Упоминаемый выше известный оружиевед Ленц полагает, что это лишь различные названия одного и того же кольчатого доспеха, зависящие от того, откуда ведет свое начало данный термин. «Слово кольчуга славянское, — пишет он, — слово же панцырь — греческое, заимствованное от византийцев с самим предметом». Однако во всех старых описях упорно подчеркивается видовое различие между кольчугой и панцырем, главным образом в характере колец, например «кольчуга железная, плечи и рукава пансырные» или «кольца кольчужные». В описании кольчуг всегда подчеркивается: «кольцо круглое», в описании панцыря — «кольцо плоское» или «плосковатое». Научный сотрудник Оружейной палаты Н. В, Гордеев в своем весьма интересном исследовании собрания кольчатых доспехов Оружейной палаты сводит это различие к технике крепления колец. Панцырное кольцо всегда более мелкое и тонкое, нежели кольчужное; панцыри гораздо легче кольчуг.
Панцырь был более распространен, нежели кольчуга; на упоминаемом выше серпуховском смотру 1556 года на 45 панцырей приходилась кольчуга, а по Коломенской десятии 1577 года на 156 панцырей было 2 кольчуги; кольчуга, видимо, была более дорогим доспехом, нежели панцырь.
Вследствие консервативной техники кольчатого доспеха весьма трудно определить время его изготовления; одни и те же приемы живут в течение нескольких столетий, например сварочно-клепаная техника существовала до XV столетия включительно; иногда встречаются доспехи с кольцами смешанного крепления и .в XVI веке. Доспехи с кольцами, сплошь клепанными «на гвоздь» или на «два гвоздя», в России существовали до конца XVII века, а на Востоке, на Кавказе и в Средней Азии — до начала XIX века. Может оказать помощь при определении кольчатого доспеха характер колец и их размещение. У более древних кольчуг и панцырей кольца на груди и спине делались более массивными, для лучшей защиты, с исчезновением бармиц (XV век — начало XVI века), прикрывающих плечи, начинают усиливаться кольца и на плечах появляются высокие, плетенные из колец же воротники с продетыми ремешками. С внедрением дополнительных защитных элементов, как, например, зерцала, разновидность колец постепенно исчезает. В XVII веке все кольца делаются одинаковые и более тонкие. У пехоты, до развития конницы, кольчатые доспехи были длиннее, у конницы они делались короче, с разрезами внизу, спереди и сзади для более удобной посадки на коне.
Изобразительные источники байдан.
(4,5,6,7)Изображения кольчатых панцирей кон. XV-XVII вв. и шлемов.
1. "Хамса" Навои, Герат, 1479- 1480 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул).
3. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея.
4, 5. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6, 7. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.
8, 9. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10, 11 - "Хамса" Навои, Бухара, 1648, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
Покров Пресвятой Богородицы (фрагмент). Икона 1399 г. Новгород. (Покровская церковь Зверина монастыря в Новгороде)
Крайний левый воин
возможно байдана
В Эрмитаже выставлен кусок байданного плетения. Хазария. Просьба выложить по возможности её фотографию у кого есть. А также датировку