Реконструкция древнерусской свиты. Максим Станиславич КИР "Русская земля"
Введение.
Цель настоящего отчёта обратить внимание общественности, воссоздающей материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, на совершенно невостребованную конструкцию древнерусского платья. Проведено исследование. Полученные сведения послужили достаточной основой для успешной реконструкции «нового» платья. Конечный результат прост. Вы не увидите нечто необыкновенное, отсутствует отделка. Я намеренно стремился воплотить те моменты, которые несправедливо остаются без внимания. При этом сохраняя свободу выбора вариаций отделки и даже кроя для новых авторов. Надеюсь, что мои наработки окажутся полезными и в скором будущем способствуют качественному росту уровня коллег.
Конструкция платья.
Свита – древнерусское верхнее платье, носимое мужчинами и женщинами в период развитого средневековья [1].
В основу конструкции легла археологическая находка в Изяславле женского платья XIII века. «Оно было сшито из нескольких видов тончайшей шерстяной ткани полотняного переплетения и скроено из верха и отрезной юбки. Верх платья – на подкладке. Ворот обшит каймой из более плотной ткани. Кайма сложена вдвое и прошита горизонтальными стежками. Разрез, расположенный слева ворота, переходит в шов на плече. По талии к верху лифа нашита юбка. Она собрана в мельчайшую сборку, для чего прошита сверху четырьмя параллельными швами. На шов, соединяющий лиф с юбкой, нашита золототканая лента, окантованная с двух сторон шелковой ниткой, скрученной в виде верёвочки. По подолу была нашита кайма. Судя по швам, рукав был пришит ниже плеча, где нашита полоса ткани шириной 5 см. эта деталь пришита поперёк рукава мельчайшим швом «вперёд иголкой», а затем обратным ходом, пространство между стежками заполнено так точно, что создаётся впечатление машинного шва. О длине платья судить трудно. Лишь научная реставрация может дать полное представление не только о технологии изделия, но и о его форме и размере. Если пропорция собранного платья в основном правильная, то длина его доходит до колен» [2]. Данная конструкция, по всей видимости, восходит к византийско-болгарской моде дошедшей до Руси приблизительно в середине-второй половине X века. Изучая пути проникновения на Русь «кафтанов», об этом пишет Михайлов К.А. в своём исследовании «Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология)» [3]. В этом свете можно говорить о начале стойкой традиции, установившейся на Руси на протяжении всего средневековья. Дело в том, что древнерусские изображения XI-XIV вв. дают массу примеров свидетельствующих в пользу популярности платья аналогичной конструкции. Прежде чем назвать ряд изображений, хочу означить основные признаки сходства, по которым проводилось сравнение: а) приталенный верх; б) низ формы «колокола» уложенный в складки. Примечательна характерная особенность на изображениях мужчин - это глубокий вертикальный разрез на груди, застёгивающийся на пуговицы. Порой разрез украшен вертикальными петлицами («разговорами»). Иногда и вовсе отсутствует. Перейдём к иллюстративному ряду: 1) иконка с изображением Глеба, 1067-1068 гг. [4]; 2) Изборник Святослава, последняя четверть XI века [5]; 3) изображение плясуньи, XII век [6]; 4) человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века [7]; 5) сцена охоты. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века [8]; 6) икона «Рождество богоматери», XIV век [9]; 7) инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век [10].
Реконструкция платья.
Платье сшито из шерстяной материи полотняного переплетения. Стан – прямой, состоит из двух полотнищ, соединённых сверху и с боков. К нему пришиваются рукава, постепенно суживающиеся к запястью. Под каждым рукавом – прямоугольная ластовица [11]. Отрезная юбка состоит из одного куска материи, концы которого соединяются спереди, образуя вертикальную линию от пояса. То же, вероятно, наблюдаем на фигурном автопортрете мастера Авраама [12], буквицах лицевых новгородских рукописей [13], сценах жития иконы «Георгий в житие», XIV век [14]. С верхом юбка соединена в сборку по линии талии. Горловина – полукруглая («голошейка»), с небольшим вертикальным разрезом на груди, застёгивается на бронзовую грушевидную пуговку. Стан (верх) на льняной подкладке [15]; подол и края рукавов изнутри обшиты подоплёкой. Швы – ручные.
- http://keep4u.ru/imgs/b/061015/e242a0b75aa262aa22.jpg
- http://keep4u.ru/imgs/b/061015/f4bfe54c252ae3a70f.jpg
Итог.
Выполнена реконструкция древнерусского платья. Используемая конструкция подтверждена археологически, прослеживается по изобразительным источникам второй половины XI-XIV вв. Более того в XV веке никуда не исчезает, а становится полностью распашной [16]. В XVII веке идея по-прежнему актуальна и применяется для «постройки» возничего не распашного терлика [17]. Очевидна стойкая традиция, по всей видимости, восходящая к ранней византийско-болгарской моде.
На мой взгляд, сообществу исторической реконструкции открылись небывалые перспективы. Удалось продвинуться вперёд. Теперь мы совершенно точно имеем чёткую основу для дальнейших исследований.
На сегодняшний момент можно заключить, что люди, воссоздающие материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, весьма далеки от истинных реалий прошлого. Судя по многочисленным (с огромной степенью вероятности трактуемым) изображениям описанная выше конструкция имела широчайшее распространение на территории Древней Руси.
Источники реконструкции.
[1] Рабинович. М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.//Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986. С. 45.
[2] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
[3] Михайлов К.А. Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология):
http://www.asgard.tgorod.ru/libri.php3? ... tan#4-back
[4] Иконка с изображением Глеба (Давида), найденная на Таманском полуострове. Камень-жировик. 1067-1068 гг. ГИМ:
- http://photofile.ru/photo/semkov/2194225/37265502.jpg
[5] Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г.:
- http://photofile.ru/photo/semkov/2194225/37266926.jpg
[6] Изображение плясуньи на створке браслета, XII век. Киевский государственный исторический музей:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 910906.jpg
[7] Человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 28:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 266924.jpg
[8] Сцена охоты кентавра. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 45:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 266925.jpg
[9] Икона «Рождество богоматери», XIV век:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 911668.jpg
[10] Инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 266928.jpg
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 266929.jpg
[11] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
«Целое платье было обнаружено в 1957 г. в слоях Торопца, сожженного во второй половине XIII века в результате литовского нашествия. За 30 лет, истекших с момента раскопок, оно сильно деформировалось, так как реставрировано не было. Платье состоит из небольшого числа крупных фрагментов. Оно было сшито из шерстяных тканей разной фактуры. Верх платья – из ткани полотняного переплетения, ни – из ткани саржевого переплетения. На некоторых фрагментах видны складки. Хорошо сохранился суженый к запястью рукав с ластовицей. Он сделан из ткани саржевого переплетения; ластовица – из ткани полотняного переплетения.»
[12] Фигурный автопортрет мастера-литейщика Авраама. Сегтунские врата, Новгород, XIV век. Фото - Петров М.И.:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 029395.jpg
[13] Прорисовки буквиц лицевых рукописей. Новгород, XIV век:
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 028174.jpg
- http://photofile.ru/photo/semkov/219422 ... 029393.jpg
[14] Икона «Георгий в житии», начало XIV века. ГРМ:
- http://photofile.ru/photo/semkov/2194225/37915745.jpg
[15] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102.
[16] Икона «Битва новгородцев с суздальцами, середина XV века. Фрагмент:
- http://photofile.ru/photo/semkov/2194225/37266986.jpg
[17] Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков//Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. – М. 1954. С. 314-316.
Схема кроя
1 - стан;
2а, б - рукава;
3а, б - низ (юбка). Волнистой линией показаны сборки;
4а, б - ластовицы.
Комментариии:
Низ (юбка) моей жёлтой свиты состоит из одного куска. Это слишком просто. Хотя, конечно же возможно, возможно, такие изображения есть. На мой взгляд, низ лучше составлять из двух частей со швами по бокам (универсальный вариант); трёх частей со швами по бокам и спереди на юбке (характерно, судя по изображениям, для 14-15 вв.); четырёх частей со швами на боках, спереди и сзади («тариф экономичный» на все времена). Ткань при этом желательно располагать по направлению нитей, то есть вверх. Если на сукне в целом не заметно, то на фактурной шерсти бросается в глаза, когда направления нитей криво-косо расходятся в разные стороны. Низ пришивается в сборку (гармошкой).
Верх, как и низ, может состоять более чем из двух деталей. Материя в средневековье очень ценилась. Поэтому платья берегли, перешивали, чинили, оставляли в наследство, перепродавали и т.п. Или, скажем, человек тучный. Ему не хватает ширины исходной материи. Приходится составить стан из нескольких деталей (например, из четырёх со швами по бокам, спереди и сзади на спине). Глубина вертикального разреза на груди - любая. Может и вовсе отсутствовать.
Рукава могут составляться из деталей или быть цельными (по ситуации).
Поскольку пространный отчёт откладывается на неопределённое время, публикую ещё два одинаково вероятных варианта кроя свиты. По-видимому, в таких одеждах запечатлены мужчина и мальчик на миниатюре Изборника Святослава (11 век), некоторые герои изображений на ритуальных браслетах (12-13 вв.), так как частых равномерных складок, характерных для свиты с отрезным низом пришитым в складку, на подоле этих одежд мы не наблюдаем. Надо думать, что это одежда не отрезная по линии талии, а туникообразная (в основе лежит прямой стан, перегнутый пополам) и расширяется книзу за счёт клиньев с боков. Возможно, именно из этого типа одежды, а также под влиянием культуры кочевых народов, в конечном итоге сформировался русский кафтан с осевым разрезом спереди (см. тему «Кафтан, 15 век»).
Схемы кроя
1 - стан;
2а, б, в, г - боковые вставки (клинья/«бочки»);
3а, б - ластовицы;
4а, б - рукава.
Комментарии:
Схемы многим хорошо знакомы. Первая - общеевропейская туника, вторая - традиционная русская рубаха. Думаю пояснять, что здесь к чему не нужно. Комментарии к предыдущему варианту действительны и для этих двух вариантов, за исключением одной значительной детали – отсутствует отрезной низ. Поэтому, чтобы добится обусловленного практичностью колоколовидного силуэта одежды, прямой стан расширяется от пояса (можно брать выше, но учтите, опоясываясь ремнём необходимо подтягивать платье немного вверх, поэтому непременно появятся излишки - это как минимум неэстетично) книзу за счёт треугольных клиньев в боках (вариант 1) или за счёт боковых трапециевидных вставок от рукавов (вариант 2).
Очевидна конструктивная близость известной по изобразительным источникам «верхней рубахи» с рассмотренными в настоящей теме одеждами, что, на мой взгляд, позволяет отнести все три разновидности к одному типу – свита – верхняя одежда мужчин и женщин в Древней Руси.